"Разовый мастер-класс" на гончарном круге: за и против
«Добрый вечер! Интересует разовый мастер-класс гончарного искусства для двоих (можно на одном круге. Есть ли возможность устроить это сегодня и сколько будет это стоить?»
В нашу мастерскую « Капля Росы» с подобными запросами обращаются довольно часто. Правда, приведённое здесь (реальное!) послание – пример ситуации совсем уж абсурдной: человек отправляет письмо вечером, желая «устроить это» сегодня, то бишь немедленно...
Надо заметить, что поток таких обращений резко возрастает, как только телевидение повторяет показ знаменитого фильма Джерри Цукера «Привидение», где есть восхитительная сцена: главные герои за гончарным кругом... По-видимому, особо впечатлительная часть зрителей забывает о том, что далеко не всё происходящее на экране возможно в реальной жизни...
Отвечаем всем, кто захочет обратиться к нам по этому поводу:
Мы не проводим так называемых «разовых, пробных, ознакомительных мастер-классов».
Почему?
Начнём с самого понятия «мастер-класс». Как и многие словосочетания, позаимствованные из западной культуры, оно давно получило у нас слишком широкое распространение и порой уходит довольно далеко от первоначального смысла.
Мастер-класс проводят именно Мастера – действующие специалисты высокого уровня, которые обучают уникальной методике или технологии, разработанной именно ими. Так они делятся с коллегами собственным опытом, помогают им скорректировать что-то в способе их работы – путём практического показа и наглядных примеров. Такой мастер-класс вполне может быть «разовым» – ведь он предполагает, что обучающийся уже имеет базовые знания и навыки в данной сфере и легко усвоит специальные приёмы и методы.
Хорошо, скажете вы. Не будем говорить о мастер-классе. А урок? Разовый урок по гончарному искусству?..
...Вслушайтесь в это сочетание: «разовый» – и «искусство». Не ощущаете противоречия?..
Нет-нет, мы вовсе не хотим сказать, что такие однократные занятия бессмысленны. Свою роль они играют, и подчас очень важную. Но для этого хорошо бы понимать, какой именно результат вы сможете от такого урока получить.
Во-первых, вы познакомитесь с глиной, повозитесь с ней (если никогда этого не делали, даже в детстве). И поймёте, приятно ли вам взаимодействовать с этим материалом. Не кажется ли вам глина грязной, липкой, неприятной, непослушной?.. Или наоборот, вам нравятся эти тактильные ощущения, они приносят радость и их хочется повторить?..
Во-вторых, вы поймёте, что лёгкость гончарного дела иллюзорна, и для его освоения вам придётся ещё немало потрудиться.
Вот, пожалуй, и всё.
Для короткого (час-полтора) урока – вполне достаточно, уверяем вас.
Конечно, при условии, что этот урок правильно организован, и что за пробным уроком может последовать продолжение (пусть даже спустя длительное время).
Но у нас нет возможности проводить такие ознакомительные занятия, поскольку очередь желающих учиться серьёзно всегда большая, расписание занятий плотное. Вряд ли для новичка имеет смысл ждать несколько месяцев, чтобы получить возможность один раз посидеть за гончарным кругом.
К тому же теперь в Москве совсем не сложно найти место для того, чтобы «просто попробовать». Особенно, если вы и не ставите перед собой никаких учебных задач, а относитесь к этому скорее как к развлечению. Не случайно же мастер с гончарным кругом и глиной стал модным участником не только разных ремесленных выставок-ярмарок, но и корпоративных вечеринок.
А вот для тех, кому действительно важно получить результат – стоит обратить внимание на следующее.
Чаще всего такое занятие построено по определённой схеме.
1. Рассказ о глине, её свойствах, о превращении в керамику. Возможно, об истории керамики и гончарного дела.
Важно, чтобы теоретическая часть не затягивалась: всё это вы сможете прочитать в книгах или Интернете. Даже 15-20 минут при средней стоимости индивидуального занятия в Москве 1500 р. за час – это около 500 р.
2. Далее мастер садится за круг сам, чтобы продемонстрировать технику изготовления изделия. Часто он при этом поднимает на круге большой сосуд и показывает, как можно быстро придать ему различную форму, показывая свой уровень владения гончарным искусством.
Это действительно и впечатляет, и зачаровывает. Однако тоже займёт не менее 20 минут. Но при этом отследить основные приёмы работы за кругом вы не успеете.
Будет лучше, если мастер покажет их медленно, на простом изделии, с подробными объяснениями. А полюбоваться на профессионалов, за считанные минуты создающих на круге сложные сосуды, можно и на видео в Интернете.
3. Наконец новичок садится за гончарный круг – в основном, чтобы почувствовать свою беспомощность, то есть плюс ещё энное количество минут оплачиваемого времени.
Особо упорные пытаются что-то сделать самостоятельно не один раз. Иногда даже снимают неудавшееся изделие с круга, опять собирают глину в комок и начинают сначала, не подозревая о том, что теперь глина сильно размочена и плохо приготовлена, и шансов на успех стало гораздо меньше. Неплохой опыт для того, чтобы убедиться: всё не так просто, как казалось...
Для справки: за двадцать лет обучения никому самостоятельно (подчёркиваем – самостоятельно!) на первом уроке не удалось сделать на круге что-либо приличное. Кривенькое, правда, выходило, но очень редко.
4. И в заключение мастер всё-таки приходит на помощь и направляет руки новичка на каждом этапе работы с глиной. Тогда удаётся её хотя бы немного поднять. Получается небольшой стаканчик... И это лучше, чем, к примеру, вазочка с широким туловом и узким горлом. Потому что времени на последнюю уйдёт больше, а вы опять ничего не успеете понять, ведь для изготовления более сложной формы мастер должен полностью контролировать ваши руки и не дать им испортить изделие.
К сожалению, в этом случае вы совсем ничего не сделаете самостоятельно.
В итоге нередко за приличную сумму денег человек приобретает знаний и умения на грош.
А если это ещё и «мастер-класс» для группы – тем более. Сколько у вас будет времени посидеть за гончарным кругом? И комфортно ли вам будет чувствовать себя неумехой, когда на вас смотрят несколько пар чужих глаз?..
Признаться, нас всегда поражает наивное желание людей взять один урок (или, как они его чаще всего величают, мастер-класс) работы на гончарном круге. Ведь никому в голову не приходит оригинальная мысль, например, записаться на часовой мастер-класс игры на скрипке «с нуля». Хотя опытный музыкант, наверное, сможет, наложив свои руки на ваши, исполнить мелодию «чижика-пыжика», даже не очень фальшивя.
Впрочем, если только на пианино... На скрипке или любых духовых вам придётся немало помучиться, прежде чем вы вообще извлечёте из инструмента какой- либо музыкальный звук...
Кстати, научиться уверенно водить автомобиль легче, чем поднять на круге глину сантиметров на тридцать-сорок и придать ей интересную форму.
Иллюзорная легкость, с какой мастер поднимает глину, придавая ей всевозможные формы, завораживает, и зрителям чаще всего кажется, что и они тоже так смогут.
Авторитетно заявляем – сможете!
Ещё раз повторяем – сможете, об этом свидетельствует наш многолетний опыт обучения этому непростому искусству.
Но для этого необходимо примерно двадцать часов практики, причём здесь много индивидуальных различий.
Еще до начала занятий мы стараемся выяснить, каков наш будущий ученик, чтобы изначально представлять его возможности и наиболее подходящий ему темп и способ обучения.
Важнее всего природные способности (или тренированность) в координации мелких движений; чувствительность пальцев.
А они очень разные: обучение семнадцатилетней девочки – мастера спорта международного класса, члена молодёжной сборной России по художественной гимнастике, проходило почти играючи.
Легко и просто было учить хирурга, ежедневно тренирующего свои руки в мелких, но выверенных действиях.
Под стать им и музыканты – у них большая практика тонких независимых движений пальцев, причём как правой, так и левой руки.
Примерно на таком же уровне были обучаемые нами мастера спорта по виндсёрфингу, сноуборду.
При прочих равных проще учиться было тем, кто прежде активно занимался любой ручной деятельностью – шитьём, вязанием, плетением.
Некоторые ограничения накладывает возраст, тип нервной системы, особенности зрения...
Но примерно девяносто пять процентов наших учеников справляются с освоением базового курса и к концу обучения уверенно поднимают глину на высоту 12-15 сантиметров и придают ей задуманную форму. Более того: этого вполне достаточно, чтобы освоить технику создания высоких и сложных гончарных изделий методом сборки из отдельных частей.
И за полноценную учёбу можно с легким сердцем и отдавать, и получать адекватную оплату.
Далее прирастание высоты идёт замедленными темпами. Постепенно усложняется и форма.
Через два-три года регулярных упражнений на гончарном круге из нашей «скрипки» возможно извлекать довольно сложные «пассажи» высотой двадцать пять-тридцать сантиметров. Лет, этак, через пять-шесть возможно стать виртуозом.
А главное – на свете нет ничего увлекательнее творчества.
А на гончарном круге оно не знает себе равных!
Представляете – из бесформенного комка глины... полчаса волшебного времени – и вот уже перед вами ваша Галатея!
И вы непременно влюбитесь в неё. Как можно не любить эту лилейную шейку, точёный стан, изящную ножку?!
На гончарном круге Вы – Создатель!
Но для этого нужно приложить отнюдь не часовые усилия на разовом так называемом,мастер-классе и это закон. И он писан для абсолютного большинства.
Будьте внимательны и будьте счастливы!
Полимерная глина или О магии словесных ореолов
Есть такое словосочетание: «полимерная глина». Ставшее уже привычным и потому вопросов не вызывающее.
Но вот что любопытно: словосочетание есть, а одного из этих составляющих нет. Полимер есть, а глины нет. Ну, совсем нет. Она и близко не лежала с полимером. Это лукавые торговцы насильно выдают полимер за глину.
Но на самом деле неравный брак не мог состояться. Нет взаимности с глиняной стороны. Одного торгового хотения оженить полимер на глине явно недостаточно.
Вспомнились красавица Эсмеральда и Квазимодо... Несовместимое несовместимо.
Простите, дорогой читатель, отвлеклись. Да и не стали бы тратить время на ликбез обманутых, если бы не одно обстоятельство: затронута наша любовь – Глина. А её пытаются опорочить, будто она – с полимером...
Со знанием дела утверждаем: полимер – сам по себе, а глина с ним никогда даже не встречалась и не подозревает о его существовании. Её, красавицу, в торговых лживых зазывалках объединили с полимерной смесью – ПВХ.
– Господа, поливинилхлорид к глине никакого отношения не имеет!
«Разбой, торговля иль война – всё суть одна». Эти слова Гёте можно смело применить к хитрецам, которые используют в рекламе пластика притягательное слово «глина».
Представим ход рассуждения этих продавцов:
– Ну, не звучит – поливинилхлорид! Не продать с таким ядовитым названием! А если так: полимер?.. Уже лучше. Но ещё не совсем... А если так: полимерная глина!
И сказал создатель сего опуса: «И это – хорошо!»
Но нет предела в торговых изысках-охмурялках! Более ушлый купчик решил, что «хорошо» явно недостаточно. И переименовал полимерную глину – ах! – в «холодный фарфор». Благородно и изящно, не так ли?..
Разумный читатель и сам может привести множество примеров таких случаев, когда происходит подмена понятий – иногда неосознанно, но чаще намеренно.
Возьмём хотя бы известный анекдот: «Подъехал Илья Муромец к камню, прочитал на нем надпись и заплакал. Ибо было там начертано: "Здесь покоится Змей Горыныч. Он был рожден, чтобы летать, имел пламенное сердце и к тому же владел тремя языками".
Любое слово имеет определённый смысл, ассоциируется с определёнными чувствами. Беда в том, что ассоциации эти уходят в подсознание, но продолжают активно влиять на наше восприятие, и мы не понимаем, почему так откликаемся на то или иное явление. Зато это прекрасно знают те, кто создаёт вербальные «ореолы» вокруг не слишком привлекательных вещей. Недаром с давних пор наши спецагенты гордо именовались «разведчиками», а «ихние» – «шпионами»...
Давайте теперь вернёмся к Глине, чтобы попробовать понять, в чём её притягательность.
Глина ВЕЛИКОЛЕПНА.
Задумайтесь: этим словом мы выражаем своё восхищение, а по сути оно означает всего лишь «велико» (то есть много) и «лепно» (красиво, одного корня со словом «лепить» – создавать).
Глина – это то, из чего человек тысячелетиями творил полезные и прекрасные вещи, не уставая удивляться и радоваться её податливости и способности принимать любые формы, а потом отвердевать в керамике навсегда...
Глина – это Вечность. Её зарождение началось, когда планета Земля была ещё девственницей. Природу Земли ещё не насиловали ярые жадные люди. Она ещё долго-долго оставалась молодой и красивой.
Неспешно тянулось время. Бесконечные дни и ночи грели и охлаждали горы – то солнечной жарой, то холодом при лунном свете. За миллионы лет этой пытки слабые, мягкие породы не выдерживали, и монолит растрескивался. Днём в трещины проникала вода, ночью – холод. Ночной лёд клиньями отжимал слабые породы. А всемирный всесильный закон скидывал отколовшиеся скалы. Удар дробил их на отдельные камни. Им ещё предстояло побывать «зёрнышками» на «мельницах» ледников, жернова которых перетирали горные породы в минеральную муку. А дальше хозяйничала вода: всё разложила по кладовым.
Вот так и получились глиняные пласты-залежи. Глина – осадочная горная порода, – состоит из минералов. Кстати, надо заметить, что алмаз – тоже минерал. Впрочем, как все самоцветы и все драгоценные камни: рубин, сапфир... Только «глиняные» минералы более мягкие, пластичные – это их качество и рождает удивительные свойства глин, какими бы разными по составу они ни были.
Не будь глины, возможно, каменный век продолжался бы ещё очень долго. Ибо, чтобы перейти из каменного в бронзовый, необходим был Горшок для выплавки металлов (в языке закрепилось его немецкое название – тигель). И далее: при помощи того же Горшка (тигля) уже не перешли, но прыгнули в железный век, где его величество Горшок пока и царствует.
Если вы творите из камня, то вы тоже творите из Вечности. Но камень изначально твёрд. Глина совсем иная.
Это единственный материал с многомиллионной историей, который можно преобразовать непосредственно руками, безо всякого инструмента. Поэтому она нам так близка...
А глина на гончарном круге – это уже космическая симфония, где вы – дирижёр. По законам Космоса формирование небесных тел происходит в движении, из отдельных частичек под действием гравитационных сил. На гончарном круге всё происходит по сути так же, только в мизерных масштабах. Здесь, как в Космосе, взаимодействуют центростремительные и центробежные силы.
...Есть ли в Космосе рука Бога, которая упорядочивает всемирный хаос, превращая разрозненное в звёзды, планеты, галактики?..
Но можно сказать совершенно точно, что в малом космосе гончарного круга есть рука, которая упорядочивает бесформенный хаос. Это рука творящего.
После обжига глина превращается в Керамику, коей есть множество имён: фарфор и фаянс, шамот и терракота... изделия густо-красные, белейшие, кремовые, голубоватые... да всех оттенков цвета! Они разные по степени твёрдости, бархатисто-гладкие и зернисто-шероховатые; пористые и непроницаемые для воды... но происхождение и суть каждого из них неизменна – это природные минералы, столь экологичные и дружелюбные по отношению к человеку (не случайно ведь именно из керамики делают для нас «запчасти» – зубы, суставы...)
Чтобы работать с глиной, нужно довольно долго учиться – впрочем, как и любому другому серьёзному делу. Мы учимся этому до сих пор, то есть больше двадцати лет.
Нужен опыт – чем его больше, тем творить проще и приятнее. Нужно дорогое оборудование.
Для ПВХ ничего этого не надо. Необходимой малости можно быстро нахвататься в Интернете.
ПВХ имитирует натуральное (и только!). Проще говоря, подделывает. Выглядит – как бы! – то полудрагоценным камнем, то живой тканью цветка.
Возможностей для соприкосновения с живой реальностью, с «натуральным» миром у людей становится, увы, всё меньше и меньше. Недаром в речи многих и многих сейчас с навязчивой частотой повторяется «как бы»: частица, указывающая на нереальность, иллюзорность происходящего. Когда слышишь такую речь, вспоминаются слова философа Розанова о таких людях: «Они только делают вид, что молятся, они только делают вид, что живут». У кого какая жизнь, таков и «подручный материал» для неё. Каждый выбирает сам – чем восхищаться, из чего творить.
...А как вам топаз из поливинилхлорида? Или вот хотя бы – цветы из поливинилхлорида. Они, правда, не пахнут, но их можно окропить духами. Или одеколоном, если обоняние притуплено. Даже натуральный цветок в букете – это уже мёртвый цветок, подверженный разложению. Наслаждайтесь цветами, пока нож не перерезал питающие их артерии... Кто подсаживается на этот «лёгкий кайф» из ПВХ? Всё те же, которые ведутся пастухами на подобные призывы-объявления.
Пастуший клич: «За неделю разбогатеете (похудеете, помолодеете, выучите, сотворите... и т. д. и т.п.)» – многих собирает в стадо, готовое доиться.
Вот одна «кричалка-шедевр»: «Например, наш полимер! И пластична, и мягка! С ней творите на века!» – Так разводят дурака...
Последнюю строчку мы – каемся! – добавили от себя. Потому что она сюда так и просится.
Наверняка этот перл сочинили сами торговцы полимерной глиной. С таким креативизмом можно ожидать и большего. Глядь – на смену незатейливым виршам ещё придёт ода: "Творил Гаврила полимером. Гаврила полимер любил"...
А впрочем, творите, из чего хотите. Известно нам «старинное присловье, что спор о вкусах – пустословье».
И всё-таки правда такова:
– Пацаки и чатлане, каша из пластика – это не только невкусно, но может быть и вредно!
Если вы всё-таки решились делать что-либо из ПВХ, то вам необходимо оборудовать духовку термометром высокого класса точности. Потому что термометр бытовой духовки имеет большую погрешность в измерениях. Он предназначен для совершенно иных целей и показать температуру на 20-40 градусов ниже, чем в действительности, для него вполне нормально. А значит, слишком велика вероятность, что вы перейдёте критический температурный порог, и ПВХ начнёт выделять токсичный газ – хлористый водород.
Некоторые продавцы «полимерной глины» знают об этом и честно предупреждают покупателей-потребителей: «...при обжиге своих изделий почаще принюхивайтесь. Возможен неприятный запах». Этот «неприятный запах» и есть хлороводород.
Маленькая справка: При температурах выше 110—120 °C (ПВХ) склонен к разложению с выделением хлористого водорода HCl. Вдыхание хлороводорода может привести к кашлю, удушью, воспалению носа, горла и верхних дыхательных путей, а в тяжёлых случаях, отёк легких, нарушение работы кровеносной системы, и даже смерть. Контактируя с кожей может вызывать покраснение, боль и серьёзные ожоги. Хлористый водород может вызвать серьёзные ожоги глаз и их необратимое повреждение.
А впрочем, авось, этого и не произойдёт. И как бы не отравитесь. Авось!
Думается, что правильно и справедливо назвать ПВХ по имени его «крёстной» Фифи Ребиндер, запустившей этот полимер в торговлю. Это самое подходящее название для такого материала – Фифи. Или зелье Фифи. Простенько и с определённым вкусом.
Ибо вербальный обман очень прост. А можно и без обмана исказить суть: полуправдой, умолчанием, кружевной вуалью, лёгким туманным флёром слов, повёрнутых к слушателю своей лучшей стороной...
Блестящий пример из классики - несравненный Ярослав Гашек:
«— Больше всего я люблю собак,— сказал Швейк,— потому что это очень доходное дело для того, кто умеет ими торговать. Но у меня дело не пошло, так как я всегда был слишком честен, хотя все равно покупатели являлись ко мне с претензиями, дескать, почему я им продал дохлятину вместо здоровой породистой собаки. Как будто бы все собаки должны быть породистыми и здоровыми! Так нет же, каждому подавай родословную, вот и приходилось печатать эти родословные и из какой-нибудь коширжской дворняжки, родившейся на кирпичном заводе, делать самого чистокровного дворянина из баварской псарни Армина фон Баргейма. Но покупатели оставались очень довольны, думая, что приобрели чистокровную собаку...
...— Собаки не могут краситься сами, как дамы, об этом приходится заботиться тому, кто хочет их продать. Если, к примеру, пес старый и седой, а вы хотите продать его за годовалого щенка или выдаете такого дедушку за девятимесячного, то лучше всего купите ляпису, разведите и выкрасьте пса в черный цвет — будет выглядеть как новый. Чтобы прибавилось в нем силы, кормите его мышьяком в лошадиных дозах, а зубы вычистите наждачной бумагой, какой чистят ржавые ножи. А перед тем, как вести его продавать, влейте ему в глотку сливянку, чтобы пес был немного навеселе. Он у вас моментально станет бодрый, живой, будет весело лаять и ко всем лезть, как подвыпивший член городской управы. А главное вот что: с людьми, господин обер-лейтенант, нужно говорить, и говорить до тех пор, пока покупатель совершенно не обалдеет".
Да пребудут с вами радости истинного творчества!
И если наш маленький экскурс зародил хоть в ком-нибудь желание повнимательнее присмотреться к сути вещей, мы будем считать этот труд не напрасным.
Будьте внимательны и будьте здоровы!
«Обварная» и «молочная» керамика
На форумах керамистов в Интернете мы не раз встречали вопросы, подобные этому:
«После молочки ( Молочка – так в простонародье именуют обварной или молочный обжиг – прим. авторов) изделия пахнут... Сначала вкусными булками, как положено, а потом прокисшим молоком. Чтобы избавиться от запаха, надо изделия неделю держать на балконе. Это долго и непродуктивно. Может, я что-то не так делаю?»
«Я с керамикой сравнительно недавно связалась, и вопросов у меня тоже больше, чем ответов. Но «молочка» сама по себе очень часто плесневеет. Говорят, что она "дышит", но мне кажется наоборот. Даже чисто вымытая, она через пол года подергивается плесенью. Единственное, что помогает – это повторный обжиг. Относительно народного способа... Я писала диплом на эту тему. Источников крайне мало – на все 600 небольших и 200 огромных гончарных промысла я нашла около 30 описаний, но ни в одном я не видела, чтобы использовали этот способ обработки посуды».
Что же здесь не так – попробуем разобраться вместе. И опираться мы при этом будем не на запахи и вкусы, о которых, как известно, спорить бессмысленно, а на элементарные сведения из физики и биологии, знакомые даже школьнику-троечнику.
К сожалению, эти знания имеют свойство не то чтобы начисто выветриваться из головы, но существовать абсолютно по отдельности от тех вещей и явлений, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. А потому и получается согласно популярному выражению: «Не ведают, что творят»...
Итак, обварная или молочная керамика. Есть, есть такая. И даже имеет много приверженцев.
Как она делается? Очень просто – поэтому в Интернете легко можно нахвататься не только советов на эту тему, но даже так называемых мастер-классов, и, естественно, восторженных комментариев по поводу внешнего вида такой керамики.
Скорее всего, люди, не использующие её в качестве посуды, даже не подозревают, где собака зарыта. А она зарыта глубоко – в порах черепка, и выдаёт себя не только специфичным запахом, но и другими явлениями, присущими разложению!
Итак, по порядку.
Вначале – немного о том, как «устроена» керамика.
Как правило, она имеет пористую структуру черепка. Исключения составляют некоторые хорошие, качественные фарфоры и так называемые «каменные массы», которые встречаются нечасто, поскольку требуют обжига при очень высоких температурах.
Так вот, настоящий фарфор обладает массой прекрасных достоинств, и среди оных далеко не последнее место занимает такое замечательное качество – водонепроницаемость. Вода внутрь черепка не может попасть. Ну не протиснуться молекулам воды сквозь структурный «забор» фарфора внутрь его черепка – слишком мал молекулярный зазор «штакетника». А сигануть через «забор» или выломать что-нибудь из него они не в состоянии. Слаба водичка против массы, прошедшей сквозь огонь 1400 градусов Цельсия. На обжиге глина превратилась в фарфор, обладающий не пористым, а спечённым черепком – причём непроницаемость ему придаёт стекловидная структура, пронизывающая всю толщу черепка.
Все другие керамические изделия для достижения водонепроницаемости приходится покрывать стекловидной массой специально, причём чаще всего и внутри, и снаружи. Это и есть известная всем глазурь.
Применение глазурей сильно удорожает стоимость изделия: она и сама-то не дёшева, а ещё и требует второго обжига – как правило, не менее 1000 градусов. К тому же не столь давно люди и вовсе никаких глазурей не знали, не умели их производить – вот и искали способы, как из дешёвых и доступных подручных средств сделать на керамике защитную плёнку, не пропускающую воду. Для этого пробовали изделия лощить, вощить... так и до муки-молока потихоньку додумались...
Вот что нужно сделать для получения «молочной» или «обварной» керамики.
Изделия, прошедшие один обжиг, «купают» в молоке или мучной «болтушке» – так, чтобы поры черепка хорошо пропитались. Затем изделия подсушиваются и ставятся прогреваться в печь или духовку: минут десять при температуре 250-350 градусов.
Что же при этом происходит? Мучная клейковина или молочные жиры, образовавшие плёнку в толще черепка, «пропекаются» и дают красивый цвет, ровный или пятнами-разводами: чем выше температура «пропекания», тем темнее цвет. Отсюда и аппетитный запах – только вот после 300 градусов пахнуть будет уже горелым...
Выше 450 градусов температуру поднимать нельзя: органические соединения попросту выгорят. И хотя изготовители этой керамики часто произносят слова «молочный обжиг» – конечно же, это не обжиг как таковой. Запекание, прогрев – но и только.
Цвет таких вещей и вправду часто получается терракотовым или золотисто-коричневым, «уютным», сдобно-румяным, напоминающим деревенские крынки или корчажки, причём скорее «киношные», поскольку настоящих, «рабочих» теперь уж и не встретите, а если и увидите где – скорее разочаруетесь...
Иногда разводы слегка запечённой мучной болтушки или жирного молока на поверхности изделия декоративны – не спорим. Хотя в этом никакой заслуги сделавшего сей декор нет. Абсолютно никакой. Ибо так «легла масть» – искупал керамику в молоке, сунул в духовку – и всё, дальше – как получится. Творческая мысль не то что иссякла – даже не проклюнулась.
Впрочем, тут у каждого – свой выбор: полагаться лишь на «счастливую случайность» или ещё и на свою фантазию и мастерство. Но вот о чём обязаны честно сказать работающие с «обварной» и «молочной» керамикой (и о чем они чаще всего лукаво помалкивают), расскажем мы.
Такая керамика предназначена только для интерьера и она может лишь украсить собой ваше жилище. Ибо пользоваться ей как полноценной посудой, поверьте, не стоит.
Конечно, на свете много вещей, в которых отсутствует полностью или частично функциональная составляющая. И в этом смысле «обварная» и «молочная» керамика имеют полное право на существование – как, например, какая-нибудь безделушка. Но в нашем случае есть парадокс – эти вещи вовсе не похожи на безделки: в такую крынку тут же хочется налить молока, кружку наполнить пенным пивом, в горшочке запечь жаркое, и так далее...
Но – увы и ах! Теперь вы знаете, что керамика в основном имеет пористую структуру черепка и, следовательно, вода беспрепятственно проникает внутрь. Вместе с водой внутрь керамики проникают и органические соединения, из которых состоят молоко либо мука. И извлечь их оттуда подручными средствами, как-то: губками, щётками и т. п. нет никакой возможности!
А теперь вспомните, что происходит с органикой в условиях повышенной влажности и тепла. Если забыли – намочите хлеб и оставьте его при комнатной температуре дня на три. Впрочем, в хлебе влага и без того присутствует. Если не дать ей испариться, а хлебу высохнуть – просто подержать, скажем, в полиэтиленовом пакете, – результат и того, и другого опыта будет всегда одинаков... Помните: «Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился...». Поскольку микробы разлагают органику и при этом, конечно, «воздуха не озонируют».
Суть происходящего процесса – размножение бактерий, гниение. Есть только один способ прекратить этот процесс – обжечь керамику при температуре свыше 500 градусов Цельсия. Иногда нам приходилось таким образом «лечить» неглазурованные вещи, сплошь покрытые плесенью – нам приносят их иногда несчастные владельцы с похожим вопросом: «Что я делаю не так?».. Только при больших температурах в керамике полностью выгорают органические соединения, а с ними и «парамеции хвостатые». Но тогда от красивых разводов на внешних и внутренних стенках керамики или не останется никаких следов, или они будут почти незаметны.
Ведь не случайно деревенские крынки-чугунки постоянно сушатся на пресловутом плетне – под солнышком, либо в печке прокаливаются постоянно. Не уберёг, поленился – прощай, посудина...
И ещё один важный момент. Сейчас все прекрасно знают, как вредно жарить еду в одном и том же жире, поскольку от многократного нагрева в жирах появляются канцерогенные вещества. А теперь представьте, сколько раз вы готовите еду в духовке в одних и тех же горшочках. Да, вы их всякий раз тщательно моете. Но если это горшочки только с «молочным» или «обварным» декором – внутри черепка всегда остаются жиры, которые будут нагреваться снова и снова, и всё это контактирует с вашей пищей...
Выводы делайте сами.
...Как-то на выставке – каюсь, не удержался! – подошёл к одному «деятелю» молочной керамики, чтобы задать несколько вопросов.
– Пошто, мил человек, поры черепка органикой засоряете?
Вот что я услышал в ответ:
– Я возрождаю старинную технологию! – звучит внушительно и гордо.
Однако, собеседник мой, надо заметить, стоял за прилавком отнюдь не в лаптях. И, судя по виду сигаретной пачки, торчавшей из кармана, курил не цигарку с самосадом.
– Помилуйте, во времена царя Гороха это была вынужденная мера, ибо не было глазурей, способных защитить черепок от проникновения в него нежелательных элементов!
– Ваши глазури вредные, сплошная химия. Откуда мы знаем, что у них там, а вдруг – свинец! А мои изделия – абсолютно экологически чистые.
– Во-первых, глазури не мои. Их выпускают солидные предприятия, на которых контроль и технологический, и гигиенический. Во-вторых, свинцовые глазури встречаются редко, и обязательно маркируются. И почему вы огульно считаете все глазури вредными? Ведь глазурь – это по сути стекло, просто на керамике его слой – тонюсенький... Разве вы не пользуетесь стаканами и банками, не покупаете бутылочного пива и так далее – ведь это всё стекло?.. Ваши изделия были экологически чистыми до тех пор, пока вы в них не внесли органику. Немного влаги – и микробы, охочие до этого блюда, быстро превратят керамику в копилку своих продуктов жизнедеятельности. Иными словами, в отхожее место... Не случайно же люди вопрошают: отчего моя крынка вдруг стала так отвратительно пахнуть? ..
Поэтому, чтобы не отвечать каждому отдельно, мы об этом и пишем. Люди должны знать, с чем столкнутся, приобретая подобные изделия или изготавливая их самостоятельно.
Что движет людьми, которые создают подобные вещи, но умалчивают о том, какой может быть их дальнейшая судьба?.. Не нам судить.
Невежество – возможно. Хотя разобраться в сути происходящих процессов так просто!
Тогда – жадность? Ведь не нужны патентованные дорогостоящие глазури, не нужен второй глазурованный обжиг – отнюдь тоже не дешёвый. А как всё просто: обмакнул в молоко или в мучную болтушку и сунул в духовку. А через пятнадцать минут достал, как пироги румяные.
И прекрасно, такая «выпечка» тоже имеет право быть! Только вот не забывайте, как с ней следует потом обращаться.
...Хотите всё-таки ссылку на «авторитетный» источник?.. Пожалуйста! К примеру, вот этот текст из солидной монографии Г.Е. Лукича «Конструирование художественных изделий из керамики», изданной ещё в советские годы, когда печатное слово такого рода тщательно сверялось с фактами.
«В течение многих столетий сосуды для молока во всех районах распространения имеют одинаковую, весьма характерную схему построения формы: яйцевидное тулово и очень широкая горловина, в то время как для других жидкостей (квас, брага, пиво, мёд, вода, вино) сосуды того же времени и из тех же мест народного производства имеют самые разнообразные формы, иногда очень причудливые.
Чем объясняется столь строгая закономерность формообразования сосудов для молока, тогда как для сосудов, предназначавшихся для других напитков, никаких обязательных норм формообразования не существовало?..
Форма сосудов для молока всегда оставалась традиционной. Эти кувшины всегда с широким горлом, которое независимо от объёма полезной ёмкости всегда имеет одни и те же размеры горловины. Широкая горловина объясняется тем, что во время мойки сосуда можно было бы сквозь широкое горло просунуть руку внутрь кувшина, чтобы можно было оттереть внутреннюю поверхность от молока. Дело в том, что входящий в состав молока казеин при высыхании образует на внутренней поверхности сосуда нерастворимый в воде осадок, который можно смыть только сильным механическим воздействием.
Свежее молоко, налитое в недостаточно тщательно вымытый кувшин, очень скоро прокиснет, тогда как другие напитки: квас, пиво, вино, мёд, – не дают нерастворимых в воде осадков. Сосуды от этих напитков легко моются, поэтому формы их могут быть самыми разнообразными».
А по поводу возрождения старинной технологии – если эта технология и достойна возрождения, то лишь для познавательно-этнографического и декоративного применения.
А посему – будьте внимательны... и будьте здоровы!
|
|