...теплота красок, изящность линий… необычное видение старинного материала.
… - А вот эта ваша работа – из фарфора?…
Такой вопрос мы слышим довольно часто, если человек
берет в руки «Нежность», «Кармен» или «Тихий берег».
- Нет, это – тонкий, художественный фаянс.
Нам нравится именно этот материал. Ведь по своим
техническим качествам он весьма схож с фарфором: так же прочен,
жароустойчив, покрывается такой же высокотемпературной глазурью.
В России изделия из тонкого фаянса, аналогичного
английскому, появились только в начале 19-го века (до этого существовала
громоздкая, хрупкая майолика и так называемый полуфаянс). Как и фарфор,
тонкий фаянс создавался из белых пластичных глин, каолина, кварца,
полевого шпата. Поэтому внешне он очень близок к фарфору, хотя и не
обладает прозрачностью и белоснежностью последнего. Зато у фаянса есть
другие достоинства.
Во-первых, с ним можно работать
на гончарном круге (правда, эта масса
весьма капризна и требовательна к мастерству гончара, так что гончарные
изделия из фаянса встречаются довольно редко).
Во-вторых, в отличие от фарфора, белизна которого имеет
холодный, серовато-голубоватый оттенок, у фаянса – иная душа… его
основной тон – кремовый, сливочный; цвет детского тельца… птичьего пуха…
топленого молока… лепестков черемухи или хризантемы… Поэтому фаянсовые
изделия дарят ощущение нежности и теплоты.
Красочная же палитра для него – богатейшая; живописные
возможности – ограничены лишь талантом и искусностью художника…
Матовая гладь черепка – как заснеженное поле при
полуденном солнце… Невольно задумывается рука, прежде чем впервые
коснуться его кистью и оставить первые следы…
Незамутненной
Гладью без признака волн
Эта протока
Приворожила, должно быть,
Неискушенные души…
Таясу Мунэтакэ
|
|