|
|
|
|
Чудо красного фарфора |
|
|
|
Фарфор издавна был раритетом, украшавшим быт состоятельных людей, и объектом
увлеченного коллекционирования. Фарфоровые изделия бережно хранились,
передавались по наследству и составляли гордость их владельцев.
В 17-м веке
фарфор был настолько редок и так высоко ценился, что российские керамисты и промышленники многократно
пытались открыть тайну его изготовления, впервые разгаданную китайцами.
Произошло это только в середине века, и вначале все фарфоровые изделия были
действительно рукотворными. Художники того времени чрезвычайно бережно
относились к материалу, и созданный вскоре Императорский Фарфоровый Завод
исполнял только заказы царствующей семьи и производил уникальные
произведения для нужд двора.
К сожалению, несколько веков совершенствования фарфора дают нам примеры не
только высочайшего художественного вкуса и мастерства... Распространение
фарфора шло очень быстро, отражая при этом разные вкусы и представления о
прекрасном, ибо в любом кругу он оставался символом дорогой вещи и хорошего
тона. Поэтому виновник нашего краткого повествования иногда утрачивал свои
прежние эстетические достоинства, становясь утилитарным и доступным. Появилось даже
понятие «трактирный фарфор» - самый ходовой и недорогой. Он отличался
яркостью и чистотой красок, крупным рисунком, однако при этом часто был
необыкновенно пестрым, перенасыщенным декоративными деталями. Формы его
отличались несовершенством, исполнение сюжетов - наивностью и обобщенностью. Другой путь был связан с подражанием европейским образцам, со стремлением к
необычайной роскошности и величественности изделий. При этом художников уже
как будто мало интересовал фарфор как таковой; особое, присущее лишь ему
очарование уже не сохранялось почти или вовсе. Например, применялось
сплошное золочение - в подражание золоченой бронзе; сплошная заливка фона, губящая красоту самого
материала; механическое копирование орнаментов и иностранных образцов;
смешение элементов самых разных стилей...
Но мы не будем говорить об истории и современном бытии белого фарфора
сколько-нибудь подробно. Об этом написано множество книг, прочесть которые
может любой желающий... Наш рассказ сегодня - о другом сокровище - пока
редкостном и скрытном, но сколь же многообещающем и богатом!..
«... Чудо сие есть
«красный фарфор»...»
Лишь очень немногие знают, что существует материал,
близкий по своим
характеристикам к белому фарфору, но обладающий иными, присущими только ему
(однако - не менее привлекательными) свойствами.
Вначале - попытка короткого определения. «Красный фарфор» - это
красножгущаяся глиняная масса, приготовленная по особой рецептуре. Добавки,
которые в ней содержатся (какие именно и сколько - изготовитель держит в
секрете), позволяют изделиям выдерживать «фарфоровый» обжиг - до 1300 С.
Это так называемый «высокий» обжиг, при котором черепок приобретает
необычайную твердость и водонепроницаемость, спекаясь до «каменной массы»,
поэтому и цвет получающейся при этом керамики становится особенным (но об
этом - чуть позже).
Разумеется, сама глиняная масса - еще не гарантия того, что из нее будет
«сотворен» замечательный сосуд. Это всего лишь возможность приоткрыть
Заветную Дверцу... Да и кто из нас не знает, что из одной и той же муки две
хозяйки испекут совершенно разные пироги.
Ведь изделий, изготовленных из красножгущейся глины (в том числе из той, о
которой наш рассказ) существует великое множество. Но лишь малая их часть
выполнена в соответствии с теми принципами, которые отвечают работе с
фарфором:
- изящные, элегантные, хорошо «выточенные» формы сосудов;
- тонкая скульптурная работа, внимание к деталям;
- богатая палитра росписи, выполняемой в различных техниках и на
высоком уровне мастерства.
Ценность таких работ определяется не только тем, что они
крайне редки.
«Красный фарфор» весьма требователен к гончару и художнику- керамисту; его
легко «погубить» и до, и во время обжига... Если технология производства
белого фарфора отточена веками, но тем не менее и в ней нередко происходят
сбои, то что можно говорить о «красном фарфоре», в работе с которым
керамисты чаще всего продвигаются «на ощупь», интуитивно; путем длительных
поисков и проб?..
Похоже, «красный фарфор» еще надолго останется «драгоценной редкостью»,
доступной лишь немногим. И дело здесь, пожалуй, не в его стоимости
(последняя, кстати сказать, совсем не высока в сравнении с белым фарфором
известных торговых марок).Просто волшебство «красного фарфора» потаенно; оно
открывается далеко не каждому и далеко не сразу... Вспоминаются строки
Арсения Тарковского:
«... И я раздвинул жар березовый,
Как заповедал Даниил,
Благословил закал свой розовый
И как пророк заговорил.
Скупой, охряной, неприкаянной
Я долго был землей... А вы
Упали мне на грудь нечаянно
Из клювов птиц, из глаз травы...»
Однако глаз тонкого, истинного ценителя (даже привыкший к роскоши
белорасписного фарфора) неизменно возвращается к неброской, но глубинной,
близкой душе красоте фарфора красного.
Белизна фарфора имеет
холодный голубоватый (иногда даже серый) оттенок. Это
— сияющее царство Снежной Королевы;
Отстраненность, возвышенность, туманность, блеск белокожей дамы,
разодетой для светского бала...
В его глазури ценится ровность и гладкость, она рождает ощущение
стекла, перламутра, льда ... нечто сияющее, но скользящее и
исчезающее...
«Красный фарфор» имеет множество оттенков цвета - от почти черного до
медового: охряный, рыжий, медный, терракотовый, пурпурный,... Это позволяет
работать с цветом самого черепка (а не только росписи). В зависимости от
температуры обжига и содержания в глине различных химических элементов
(например, железа), различные части сосуда или скульптуры могут приобрести
разные цвета: «мягкие» или «каленые», «горький шоколад» или «спелая вишня»,
«песчаная
дюна» или «молодое вино»...
Такой черепок (то есть, глина в обожженном состоянии) принимает и допускает
для росписи, пожалуй, только «краски осени», «гамму листопада» - но как же
бесконечна для любования прелесть их смешения и сочетания!
... А еще эта глина любит ярко-белый цвет - как неожиданный, теплый, ранний
снег...
«Красный фарфор» не выносит сплошного глазурования, тогда он сразу «гибнет»,
превращаясь в малоинтересный утилитарный глиняный горшок. Не любит он и
излишней «сухости», становясь при этом невыразительным и скучноватым (и куда
сразу исчезает его загадочная, мерцающая «манкость»?...).
Истинно удавшаяся
вещь притягивает особым сочетанием того и другого.
Давайте мысленно
«попутешествуем» по ней... Вот залитый глазурью бочок сосуда, сияющий
чернотой ночного озера... Затем - постепенный переход к приглушенному,
рассыпчатому блеску, подобному каплям мелкого дождя на осенней листве... , а
здесь они понемногу исчезают и уступают место бархатистому для взгляда и
шелковистому на ощупь кусочку глиняной «замши» всевозможных оттенков. Такие
части работы чаще всего еще и полируются, шлифуются вручную: тогда
проявляется, проступает глубинный рельеф черепка, рождающий ощущение далекой
старины, с ее мудрым достоинством, принадлежащим Вечности...
... А вот это место оставлено нетронутым, и оно как бы возвращает нас к
Исходному - Земле, «скупой, охряной, неприкаянной...». И снова в нее
вдохнули жизнь, появились искорки влаги... Все это может существовать в
одном изделии, одном сосуде - и располагается по нему индивидуально и
неповторимо: согласно замыслу художника, форме работы, сюжету росписи.
Прежде чем мы попрощаемся с вами, давайте еще раз представим это и ощутим...
Белый фарфор - это праздник, светская жизнь и блеск драгоценностей,
кокетливость и флирт, обещание и измена, невинность и соблазн, Гендель и
Моцарт, вальс и полонез...
Красный фарфор - это уют горящего очага, пение сверчка, хмель и терпкость
вина ... солнечность спелой ржи и аромат разломленного, только испеченного
хлеба... мерцающий костерок в ночи... вкус меда и запах улья... опаленные
закатом облака... прощание опадающих листьев - Мудрость, Верность, Тепло и
Покой...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|