Красный фарфор
Художественный фаянс
Сосуды для вина
«Багатели»
Керамические "полотна"
Керамика для чая и кофе
Пастельная живопись
Иконы
Вывески
Ангел-Хранитель
Колокольчики
Крынки
Муранское стекло
Светильники-лампы
Чудо красного фарфора

Чудо красного фарфора

  Главная

О Нас

Новости

О творчестве
Размышления и диалоги

Наша галерея

Авторская керамика -
подарок особенный…


Обучение


Литературное творчество

Публикации

Контакты

Карта сайта

English
    Фарфор издавна был раритетом, украшавшим быт состоятельных людей, и объектом увлеченного коллекционирования. Фарфоровые изделия бережно хранились, передавались по наследству и составляли гордость их владельцев.  
   
     В 17-м веке фарфор был настолько редок и так высоко ценился, что российские керамисты и промышленники многократно пытались открыть тайну его изготовления, впервые разгаданную китайцами. Произошло это только в середине века, и вначале все фарфоровые изделия были действительно рукотворными. Художники того времени чрезвычайно бережно относились к материалу, и созданный вскоре Императорский Фарфоровый Завод исполнял только заказы царствующей семьи и производил уникальные произведения для нужд двора.
 
    К сожалению, несколько веков совершенствования фарфора дают нам примеры не только высочайшего художественного вкуса и мастерства... Распространение фарфора шло очень быстро, отражая при этом разные вкусы и представления о прекрасном, ибо в любом кругу он оставался символом дорогой вещи и хорошего тона. Поэтому виновник нашего краткого повествования иногда утрачивал свои прежние эстетические достоинства, становясь утилитарным и доступным. Появилось даже понятие «трактирный фарфор» - самый ходовой и недорогой. Он отличался яркостью и чистотой красок, крупным рисунком, однако при этом часто был необыкновенно пестрым, перенасыщенным декоративными деталями. Формы его отличались несовершенством, исполнение сюжетов - наивностью и обобщенностью.   
   
    Другой путь был связан с подражанием европейским образцам, со стремлением к необычайной роскошности и величественности изделий. При этом художников уже как будто мало интересовал фарфор как таковой; особое, присущее лишь ему очарование уже не сохранялось почти или вовсе. Например, применялось сплошное золочение - в подражание золоченой бронзе; сплошная заливка фона, губящая красоту самого материала; механическое копирование орнаментов и иностранных образцов; смешение элементов самых разных стилей...
 
    Но мы не будем говорить об истории и современном бытии белого фарфора сколько-нибудь подробно. Об этом написано множество книг, прочесть которые может любой желающий... Наш рассказ сегодня - о другом сокровище - пока редкостном и скрытном, но сколь же многообещающем и богатом!..
 
    «... Чудо сие есть «красный фарфор»...»
 
    Лишь очень немногие знают, что существует материал, близкий по своим характеристикам к белому фарфору, но обладающий иными, присущими только ему (однако - не менее привлекательными) свойствами.
 
    Вначале - попытка короткого определения. «Красный фарфор» - это красножгущаяся глиняная масса, приготовленная по особой рецептуре. Добавки, которые в ней содержатся (какие именно и сколько - изготовитель держит в секрете), позволяют изделиям выдерживать «фарфоровый» обжиг - до 1300 С. Это так называемый «высокий» обжиг, при котором черепок приобретает необычайную твердость и водонепроницаемость, спекаясь до «каменной массы», поэтому и цвет получающейся при этом керамики становится особенным (но об этом - чуть позже).
 
    Разумеется, сама глиняная масса - еще не гарантия того, что из нее будет «сотворен» замечательный сосуд. Это всего лишь возможность приоткрыть Заветную Дверцу... Да и кто из нас не знает, что из одной и той же муки две хозяйки испекут совершенно разные пироги.
 
Ведь изделий, изготовленных из красножгущейся глины (в том числе из той, о которой наш рассказ) существует великое множество. Но лишь малая их часть выполнена в соответствии с теми принципами, которые отвечают работе с фарфором:

    - изящные, элегантные, хорошо «выточенные» формы сосудов;
    - тонкая скульптурная работа, внимание к деталям;
    - богатая палитра росписи, выполняемой в различных техниках и на
      высоком уровне мастерства.
 
    Ценность таких работ определяется не только тем, что они крайне редки.
«Красный фарфор» весьма требователен к гончару и художнику- керамисту; его легко «погубить» и до, и во время обжига... Если технология производства белого фарфора отточена веками, но тем не менее и в ней нередко происходят сбои, то что можно говорить о «красном фарфоре», в работе с которым керамисты чаще всего продвигаются «на ощупь», интуитивно; путем длительных поисков и проб?..
 
Похоже, «красный фарфор» еще надолго останется «драгоценной редкостью», доступной лишь немногим. И дело здесь, пожалуй, не в его стоимости (последняя, кстати сказать, совсем не высока в сравнении с белым фарфором известных торговых марок).Просто волшебство «красного фарфора» потаенно; оно открывается далеко не каждому и далеко не сразу... Вспоминаются строки Арсения Тарковского:
 
          «... И я раздвинул жар березовый,
 
                Как заповедал Даниил,
 
                Благословил закал свой розовый
 
                И как пророк заговорил.
 
                Скупой, охряной, неприкаянной
 
                Я долго был землей... А вы
 
                Упали мне на грудь нечаянно
 
                Из клювов птиц, из глаз травы...»
 
    Однако глаз тонкого, истинного ценителя (даже привыкший к роскоши белорасписного фарфора) неизменно возвращается к неброской, но глубинной, близкой душе красоте фарфора красного.
 
    Белизна фарфора имеет холодный голубоватый (иногда даже серый) оттенок. Это — сияющее царство Снежной Королевы;
 
                Отстраненность, возвышенность, туманность, блеск белокожей дамы,
 
                разодетой для светского бала...
 
                В его глазури ценится ровность и гладкость, она рождает ощущение
 
                стекла, перламутра, льда ... нечто сияющее, но скользящее и
 
                исчезающее...
 
    «Красный фарфор» имеет множество оттенков цвета - от почти черного до медового: охряный, рыжий, медный, терракотовый, пурпурный,... Это позволяет работать с цветом самого черепка (а не только росписи). В зависимости от температуры обжига и содержания в глине различных химических элементов (например, железа), различные части сосуда или скульптуры могут приобрести разные цвета: «мягкие» или «каленые», «горький шоколад» или «спелая вишня», «песчаная дюна» или «молодое вино»...
 
    Такой черепок (то есть, глина в обожженном состоянии) принимает и допускает для росписи, пожалуй, только «краски осени», «гамму листопада» - но как же бесконечна для любования прелесть их смешения и сочетания!
 
    ... А еще эта глина любит ярко-белый цвет - как неожиданный, теплый, ранний снег...
 
    «Красный фарфор» не выносит сплошного глазурования, тогда он сразу «гибнет», превращаясь в малоинтересный утилитарный глиняный горшок. Не любит он и излишней «сухости», становясь при этом невыразительным и скучноватым (и куда сразу исчезает его загадочная, мерцающая «манкость»?...). Истинно удавшаяся вещь притягивает особым сочетанием того и другого.
 
     Давайте мысленно «попутешествуем» по ней... Вот залитый глазурью бочок сосуда, сияющий чернотой ночного озера... Затем - постепенный переход к приглушенному, рассыпчатому блеску, подобному каплям мелкого дождя на осенней листве... , а здесь они понемногу исчезают и уступают место бархатистому для взгляда и шелковистому на ощупь кусочку глиняной «замши» всевозможных оттенков. Такие части работы чаще всего еще и полируются, шлифуются вручную: тогда проявляется, проступает глубинный рельеф черепка, рождающий ощущение далекой старины, с ее мудрым достоинством, принадлежащим Вечности...
 
    ... А вот это место оставлено нетронутым, и оно как бы возвращает нас к Исходному - Земле, «скупой, охряной, неприкаянной...». И снова в нее вдохнули жизнь, появились искорки влаги... Все это может существовать в одном изделии, одном сосуде - и располагается по нему индивидуально и неповторимо: согласно замыслу художника, форме работы, сюжету росписи.
 
    Прежде чем мы попрощаемся с вами, давайте еще раз представим это и ощутим...
 
    Белый фарфор - это праздник, светская жизнь и блеск драгоценностей, кокетливость и флирт, обещание и измена, невинность и соблазн, Гендель и Моцарт, вальс и полонез...
 
    Красный фарфор - это уют горящего очага, пение сверчка, хмель и терпкость вина ... солнечность спелой ржи и аромат разломленного, только испеченного хлеба... мерцающий костерок в ночи... вкус меда и запах улья... опаленные закатом облака... прощание опадающих листьев - Мудрость, Верность, Тепло и Покой...
 
 Наверх
 
Rambler's Top100
 
 
Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/gorbatov/htdocs/at-art/netcat_files/457/180/fbc8b263ebcd3c5d2a87ed0d0bcb9f62.php on line 295 Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/gorbatov/htdocs/at-art/netcat_files/457/180/fbc8b263ebcd3c5d2a87ed0d0bcb9f62.php on line 301