Авторская керамика неповторима, как утренняя заря, как распускающийся цветок.
Как ночь, как день – неповторима…
Автор в керамике, как и любой Автор под небесным куполом – послушник в храме, прислушивающийся к Вечности;
- философ – ведь он взаимодействует с законами Мироздания;
- историк - потому что керамика - первый материал, созданный человеком,- стала основой развития всей цивилизации;
- алхимик – колдующий над бесчисленными комбинациями, которые нельзя выразить сколь угодно большим числом. Имя им – Обещание и Бесконечность …
- живописец, пишущий огненными красками, немеркнущими во Времени…
- скульптор – потому что форма есть основа замысла;
- ювелир – владеющий тонкими и изящными техниками, наносящий на свои изделия золото и серебро…
И этот ряд можно ещё продолжать и продолжать.
Велико тебе отпущено, но велик и спрос будет с тебя.
А если с небольшой долей правды, которая есть в каждой шутке, то Автор Керамики – просто человек, стоящий близко к Богу.
Они вместе горшки обжигают. В прах Душу вдыхают…
Живописец бедный – бренно имя твоё, незавиден удел твой, ограничены возможности твои.
Потускнеют и осыплются краски, холст истлеет и обратится в прах. Несколько сотен лет – смерть для живописи.
Несколько тысяч лет – детский возраст для керамики.
Ей принадлежит вечность,потому что из отдалённого прошлого человечества до нас не дошло ни одного холста, но – тысячи расписных амфор, лекифов, гидрий с именами их создателей. Потому что они работали с Божественным материалом.
За ним – прошлое, настоящее, а будущее – тем более за ним.
Ода керамике
Предваряю свои слова словами древними, заповедными:
«В Начале было Слово… И стало Слово плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» - это от Иоанна.
«В Начале» - нет, не постигнуть смысл этого. Может быть, когда-нибудь мы и узнаем это – «в начале»…
Но вот об этом другое свидетельство: «В словах имеется начало…» - это от Лао – Цзы.
Вот третье суждение – от Гумилёва :
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это – Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.
Господи ,просим о милосердии: научи словам ЖИВЫМ, ТЕПЛЫМ.
Раздвинь пределы! Позволь несказанное…высказать.
Пусть оно будет истинным.
И мы верим, что однажды произнесённое воплотится!
И мы говорим: «КЕРАМИКА», и пусть это будет наше начало в слове…
И мы надеемся, что слово «КЕРАМИКА» станет плотью и будет обитать с нами в России, полная благодати как и во всё мире.
Прохлада – утра чистота –
разлита всюду.
И сад весь дремлет…
Он безмолвен – этот Сад Российской Керамики.
Безликий Сад – ибо нет ни одного имени творивших, творящих Красоту в огне рождённую.
Да будут имена художников – порцелиновых дел огненны и во веки веков!
«Всё сущее, утратив покой, начинает звучать. Деревья и травы безгласны, но ветер всколыхнёт, и они зазвучат. Вода безгласна, но всколыхнёт её ветер, и она зазвучит. Взволнуется и устремится за ним или остановит свой бег, вспенится, заклокочет.
Металл и камень безгласны, но стоит ударить по ним, и они зазвучат.
Так и человек. Нахлынут чувства, и он не может молчать. Запоёт или заплачет – о печали расскажет, или о радости.»
«Поднимись, ветер с севера, и принесись с юга – повей на сад мой,-и польются ароматы его!»
"Вот сильный ветер налетел – колышется трава душисто и шелестит листва. И свет, и тень – всё отражается в лице. Затихнет ветер мой – и ты не прозвенишь! "
Мой ветер – мои слова: фарфоровые, фаянсовые – звонкие!
Боже, дай слог,чтобы слова были блестящие – глазурованные!
"Кто эта, блистающая как заря, прекрасная как луна, светлая как солнце"?
Это она, «дщерь именитая». Дочь богов.
Это она, многоликая Керамика: Фарфоры, Фаянсы, благородные Глины, переродившиеся в Огне.
Афродита – из пены морской, Вы из Недр Земных и Жара Божественного.
"Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из неё человека» - поразился Экзюпери.
Ты настолько древняя, что о твоём появлении в мире не сохранилось даже преданий.
Ты настолько юна, что тебе прочат стать властительнецей будущего века.
Но песнь наша – об искусстве. Об искусстве, которое лежит там, где услада его - на грани между «да» и «нет».
Песнь наша – о Керамике.
О Керамике, сотворившей человека, давшей ему горячую пищу, Дом и Храм.
О Керамике, навсегда сохранившей в себе первые рукописные знаки, начертанные вначале на податливых глиняных пластинах - они стали древними Книгами, передающими накопленные знания следующим поколениям.
О Керамике, запечатлевшей образ Спасителя – единственный прижизненный, нерукотворный. Ныне зовут его «Спас на черпии» (черепице) или «Спас на керамии», празднуя 29 августа третий, «ржаной» Спас.
Родилась ты в недрах таинственного Времени, от божественной Пламенной любви.
«Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц, и девиц без числа, но единственная она, голубица моя…»
Много испытал: и металл, и финифть, и эмаль, и дерево, и стекло. Но только она, голубица моя, послушная и пластичная, всегда готова выполнить волю своего Повелителя. Любую волю – самую прихотливую. Но только она прельстила своей покорной красотой.
«Дщерь именитая! Округление бёдер твоих…дело рук искусного художника…Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная! Влеки меня…будем восхищаться и радоваться тобою…» Чему уподоблю тебя? Что есть Ты? «…садовый источник – колодезь живых вод».
Божье творение – когда-то только они обжигали горшки. И со времён богов твоя суть ничуть не изменилась.
Если говорить о Великом, то Она дала Насущное: пищу, приготовленную на огне, Храм и Жилище. Возможность записывать и передавать Знания в будущее, открытие эры металла…
Если о малом – то она всегда на нашем столе, радует своей нарядностью и разнообразием форм. В её тонкой белизне цвет калёного янтаря ещё ароматнее, а кофейная пустота африканской ночи ещё обворожительнее…
Тысячелетия, древность… и новорожденная, дышащая теплом.
Я беседую с вами и проникаю в сокровенное, беседа делается отрадна, столь отрадна, что и не выразить.
Первая победа над материей – подчинение её стихии миропорядку. Мать изобразительных пластических искусств.
День за днём…год за годом…века…тысячелетия…а Вы почти не меняетесь: то же изящество линий, очарование шейки, стана, ножки.
Характер мягкий, податливый.
Зачем Ты мне? Любовь свою оставить!
Остаться, остаться на этой Земле, где любил и был счастлив – в людях, в делах, в словах, в звуках, в цвете, в керамике.
Ибо она и Слово пережили все человеческие потрясения и уцелели. Господи! Ты даёшь мне благословенные дни, чтобы делать и делать, и снова делать, и остаться здесь, на Земле, в Любви, когда я уйду.
Прости неразумного, не всегда выполняющего Твою Волю! Прости!
Керамика!
Ты настолько Древна, что о тебе не сохранилось даже мифов.
Ты настолько Юна, что за тобой – Будущее.
Фарфоры, Фаянсы, менее благородные Глины – их бесчисленное множество: различны они по составу, по цвету, пластичности…
Задрапированные в тончайшую прозрачную мантию стекла, сквозь которую просвечивают истинный обнажённый цвет, либо красочный.
Возомнивший сказал: «Не Боги горшки обжигают». Боги, и только боги в пламени созидают твёрдую, звонкую керамику.
"Глина" – слово мягкое, податливое, похожее звучание можно наблюдать и в других языках (англ. Clay). «Керамика» - звучит иначе, твёрдо и звонко. Керамикой глина становится только после обжига, есть в этом что-то от Высшего, от Горнего. Чудесному превращению глины в керамику в раскаленном пылающем горне человечество обязано очень многим.
Но помимо насущных потребностей у человека существует иная, на первый взгляд не столь важная потребность в Красоте и Духовности.
И что бы с нами было, если бы не существовала эта «столь важная потребность в Красоте и Духовности»…
А мы – под Богом. В подмастерьях служим.
Нет-нет, мы не разучились радоваться и поражаться новым воплощениям Красоты, дарованной свыше.
Бывает горько и больно видеть пустые глаза тех, кто смотрит на авторскую керамику с равнодушным сердцем. Не о них ли сказано: «они только делают вид, что живут».
Принимаем огненные творения в трепетные руки.
И не перестаём удивляться божественным превращениям.
|
|