Беседы с Богом
Беседы с Великими
Пастель
Росинки
История

07.04.2008 - Песнь цветам

  Главная

О Нас

Новости

О творчестве
Размышления и диалоги

Наша галерея

Авторская керамика -
подарок особенный…


Обучение


Литературное творчество

Публикации

Контакты

Карта сайта

English

Цветочные песни...

 вы вырастаете из самого сердца и распускаетесь лепестками слов.

Чтоб холодный ветер
Ароматом напоить,
Опять распустились
Поздней осенью цветы.

И пусть слово о цветах тоже станет плотью и обитает с нами, полное благости и истины.

 На небе облачка или зори подобно парче. Это колорит Неба.
Земля рождает траву и деревья, вся щедро покрыта узором. Это цвет Земли.
Если в сочинениях художника сверкает Дух – это колорит сочинителя.
Сущность картины – в душе художника, пальцы его соперничают с природой в искусстве всех превращений.

Самый богатый мир красок заключён в словах. Белые слова, светлые, прозрачные.
Цветные, яркие, нарядные. Черные слова.
Иногда слова в сочетаниях бывают дивно хороши.
Это и есть колорит сочинителя.

К этой древней тайне о цветах и словах я осмелюсь добавить и свою песню…

«Одни ценят законы искусства, другие ценят свободу от них. Свободы от законов не может быть, но тем более нельзя ограничиваться лишь соблюдением законов. Постижение сути законов ведёт к свободе от них».
«Нельзя осквернять законы искусства»
- такова первоначальная ступень в живописи цветов.

 

Четыре части растения

Стебель – основа.
Придай ему лебединую грациозность и простоту. В простоте – привлекательность. Вычурность, неестественность отталкивает.

«Если не следовать правилам, время и силы будут потеряны, а картину не сможешь создать».

Стебель установи в красивом изгибе – толще у корня, тоньше у трогательной шейки.
Маковый стебель – в нежнейших ворсинках: сумей передать их хрупкость.
Линии, создающие стебель, должны передавать его округлость.
Если стебель молодой, то цветы маленькие, сам он – гибкий.
В старых стеблях уже есть некоторая закостенелость.
Если у стебля больше трёх побегов, то передние пиши темней.

Листья.

Рисую розу-
Цветок рисовать легко,
А листья трудно…

 «Если заря ещё не занялась, а луна, подобно яшмовому шарику, катится в небе, ни одно грубое дыхание воздуха не тронет листьев».

Листья любят играть в прятки: то прячутся за цветы – и только часть листика кокетливо выглядывает; то – друг за друга.
Пиши сначала маленькие листья.
Приближайся к душе цветка – от простых веточек к сплетению их.
«Так, собирая много листьев, изображая обращённые то вверх, то вниз, сможешь передать живое движение».
В движении нет монотонной тяжести.
Форма их изящна, и может быть либо чёткой, либо слегка размытой.
Второе интересней, ибо глаз зрителя дорисовывает до изящного.

«И каждый штрих делай без колебаний и нерешительности. Рука подобна молнии».

Пара листьев придаёт завершённость.
Не делай их одинаковой длины и на одной высоте.
Листья, отяжелённые росой или дождём, свисают.
Если ветер, то трепещут.
Передай ветер наклоном.
Вид с изнанки чередуй с лицевой стороной.
Одни опусти, приподними другие. Пусть у каждого будет своё, неповторимое положение.
Но все вместе дополняют друг друга.
Резные по отдельности, кружевные в сочетаниях.
Листья, нарисованные с ворсинками, особенно хороши.

Бутоны.

«Затем появляется бутон, как живое обещание красоты, как увлекательное будущее ещё невидимого цветка. Он снисходителен к себе, будто знает, что всё верное приходит само и в нужное время, что нельзя ускорять тайный ход жизни; как будто ему хочется научить нас, ворчливых, нетерпеливых людей, этой нежной и спокойной мудрости».

В бутонах будущее: роскошное – в первых, скромное – в последующих.
Бутоны имеют две стадии: сокрытая красота и уже явленная.
Из бутонов лепестки вырываются язычками пламени и едва ощутимым ароматом, просачивающимся из огненных складок.
Рисуй их в разных положениях.
Они напоминают стайку резвящихся и смеющихся девочек-подростков, тонких и прелестных, чуть-чуть растрёпанных и раскрасневшихся. По ним уже можно угадать, какими они будут, когда расцветут.

 Цветок.

 «…И вот цветок цветёт! Мы находим его после прохладной ночи напившимся росы и погружённым в мечты. С чистосердечием младенца смотрит на нас он, совсем открытый и всё же – весь в себе, такой щедрый и непосредственный, прелестнейшее и чистейшее создание в мире. Ничего от тщеславия, ничего от пышности. Он лишь то, чем является; а то, чем он является, это действительно и целиком он».

«Одни писали редкие и нежные цветы, другие предпочитали изображать их в изобилии и пышными, или старыми и миловидными, или молодыми и крепкими. Можно ли словами исчерпать всё это?..»

Разве возможно изложить всё разнообразие форм и положений?

Только два лепестка
Опало – а как изменилась
Форма пиона!..

«Важный момент – цветы должны быть необычными, милыми и элегантными до последней детали».

 У каждого цветка есть чувство собственного достоинства – необходимо выявить его.
Первые рассветные купальщицы. Нежатся под струями-лучами, выгибаясь лепестками.
Каждый цветок по-своему хорош, у каждого – своё лицо, и все – миловидные.

«Повороты в сторону, наклон вниз и стремление вверх – каждое положение заключает особую идею и закономерность».
Наклон вниз – цветок ещё не набрал силу или уже отбушевал своей красотой.
Стремление вверх – значит, где-то солнце, тепло.
Повороты – цветок показывает своё самое красивое.
Каждому цветку – свою идею и закономерность.

 

Песнь Цветам

Многое видели на свете мои глаза:
-снежные горы и зелёные долины;
- ласкающие землю волны морей и океанов;
- тайгу в самом ярком своём наряде – увядания;
- бушующую красками полупустыню-невесту…

Наверное, никем не виданные от сотворения своего крошечные полянки, что уютно расположились среди столетних стволов, запутавшихся в сетке лишайников…
Ключевые ручьи – ясли юрких мальков форели; пенные реки со сверкающей чешуёй хариуса…

Многое видели на свете мои глаза, но вернулись к Вам.

Цветы!
«Вы на свете всех милее…» Всего прелестней.
Что есть краше вас?..
Брусничные болота тундры, заселённые причудливыми берёзовыми карликами; отягощённые колосьями поля, крепкие дубравы, тёмные ельники, поднебесный бор, цепляющий кронами облака в озере…

Многое рисовали мои руки, но вернулись к Вам.

Цветы!
Всё хорошо на свете!
Но вершина творения – Вы!

«Если мир для тебя стал слишком пустым и слишком суровым, вспомни о цветке, как он рождается и как он живёт, и тогда тебе не надо будет искать более благородного утешения.
Как одиноко в себе несёт он, растение, свою хрупкую тайну и медленно зреет для своей самоотверженной доли, беспомощно подверженный непостоянной и даже суровой погоде, доверяясь тайком лишь самому себе и Богу.
Он спокоен и молчалив; покорившись судьбе и всё же одолевая её изнутри; подготавливая драгоценный дар и сам заранее готовый к неблагодарности мира».

«Художник должен иметь в душе образ всего цветка – только тогда он сможет передать в живописи его дух. В общем, в каждой веточке, в каждом цветке, бутоне сокрыта его сущность».

Раскрой её! И тогда в душе родится настойчивое желание восхититься ими – вашими творениями.

Сердце моё
Порой беззаботно алеет,
Словно маковый цвет…

К цветам – с трепетом и поклоном, как в древности.
К живым цветам. Только с ними можно беседовать.

Я рисую: такие нарядные головки, трогательные шейки-стебельки,- и беседую с ними и с древними поэтами, которые тоже их любили, любили так же сильно, как и своих женщин.

 - Учитель, я хочу нарисовать маки, чтобы люди поразились на маков цвет.

«Чтобы нарисовать сосну, нужно стать сосной»- ответил мне Учитель.

- Я постараюсь стать маком – нежным и ярким; утренним, мокрым от любовной росы; полуденным, пурпурным от солнца и земной благодати; томным вечерним под закатным небом…
Учитель, как сделать так, чтобы люди любовались моими маками, почти как живой красотой?..

-«Следовать красоте значит следовать природе… Всё, что ни видишь – цветок, всё, о чём ни думаешь – луна.
Для кого вещь не цветок, тот варвар. У кого в сердце нет цветка, тот зверь».

Много лет я постигаю маков цвет.
И только недавно, во сне, Учитель сказал мне: «Истинный цвет».

Вершина добра,
Красоты чистейшей вершина –
Маковый цвет!..

Значит, и я смогу сказать, подобно Рё Канну перед тем, как предстану На Суд:

 Что останется После меня?
Цветы весной, Кукушки в горах,
Осенью – листья клёна…

P.S. Листья клёна я тоже люблю рисовать!

P.P.S. Благодарю за эту беседу моих Учителей: создателей бессмертного трактата «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно», философа Ивана Ильина, японских поэтов Мацуо Басё, Иссё, Такахамо Кёси, Масаока Сики.


 
 Наверх
 
Rambler's Top100
 
 
Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/gorbatov/htdocs/at-art/netcat_files/457/180/fbc8b263ebcd3c5d2a87ed0d0bcb9f62.php on line 295 Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/gorbatov/htdocs/at-art/netcat_files/457/180/fbc8b263ebcd3c5d2a87ed0d0bcb9f62.php on line 301 купить квадрокоптер в спб