Цветочные песни...
вы вырастаете из самого сердца и распускаетесь лепестками слов.
Чтоб холодный ветер Ароматом напоить, Опять распустились Поздней осенью цветы.
И пусть слово о цветах тоже станет плотью и обитает с нами, полное благости и истины.
На небе облачка или зори подобно парче. Это колорит Неба. Земля рождает траву и деревья, вся щедро покрыта узором. Это цвет Земли. Если в сочинениях художника сверкает Дух – это колорит сочинителя. Сущность картины – в душе художника, пальцы его соперничают с природой в искусстве всех превращений.
Самый богатый мир красок заключён в словах. Белые слова, светлые, прозрачные. Цветные, яркие, нарядные. Черные слова. Иногда слова в сочетаниях бывают дивно хороши. Это и есть колорит сочинителя.
К этой древней тайне о цветах и словах я осмелюсь добавить и свою песню…
«Одни ценят законы искусства, другие ценят свободу от них. Свободы от законов не может быть, но тем более нельзя ограничиваться лишь соблюдением законов. Постижение сути законов ведёт к свободе от них». «Нельзя осквернять законы искусства» - такова первоначальная ступень в живописи цветов.
Четыре части растения
Стебель – основа. Придай ему лебединую грациозность и простоту. В простоте – привлекательность. Вычурность, неестественность отталкивает.
«Если не следовать правилам, время и силы будут потеряны, а картину не сможешь создать».
Стебель установи в красивом изгибе – толще у корня, тоньше у трогательной шейки. Маковый стебель – в нежнейших ворсинках: сумей передать их хрупкость. Линии, создающие стебель, должны передавать его округлость. Если стебель молодой, то цветы маленькие, сам он – гибкий. В старых стеблях уже есть некоторая закостенелость. Если у стебля больше трёх побегов, то передние пиши темней.
Листья.
Рисую розу- Цветок рисовать легко, А листья трудно…
«Если заря ещё не занялась, а луна, подобно яшмовому шарику, катится в небе, ни одно грубое дыхание воздуха не тронет листьев».
Листья любят играть в прятки: то прячутся за цветы – и только часть листика кокетливо выглядывает; то – друг за друга. Пиши сначала маленькие листья. Приближайся к душе цветка – от простых веточек к сплетению их. «Так, собирая много листьев, изображая обращённые то вверх, то вниз, сможешь передать живое движение». В движении нет монотонной тяжести. Форма их изящна, и может быть либо чёткой, либо слегка размытой. Второе интересней, ибо глаз зрителя дорисовывает до изящного.
«И каждый штрих делай без колебаний и нерешительности. Рука подобна молнии».
Пара листьев придаёт завершённость. Не делай их одинаковой длины и на одной высоте. Листья, отяжелённые росой или дождём, свисают. Если ветер, то трепещут. Передай ветер наклоном. Вид с изнанки чередуй с лицевой стороной. Одни опусти, приподними другие. Пусть у каждого будет своё, неповторимое положение. Но все вместе дополняют друг друга. Резные по отдельности, кружевные в сочетаниях. Листья, нарисованные с ворсинками, особенно хороши.
Бутоны.
«Затем появляется бутон, как живое обещание красоты, как увлекательное будущее ещё невидимого цветка. Он снисходителен к себе, будто знает, что всё верное приходит само и в нужное время, что нельзя ускорять тайный ход жизни; как будто ему хочется научить нас, ворчливых, нетерпеливых людей, этой нежной и спокойной мудрости».
В бутонах будущее: роскошное – в первых, скромное – в последующих. Бутоны имеют две стадии: сокрытая красота и уже явленная. Из бутонов лепестки вырываются язычками пламени и едва ощутимым ароматом, просачивающимся из огненных складок. Рисуй их в разных положениях. Они напоминают стайку резвящихся и смеющихся девочек-подростков, тонких и прелестных, чуть-чуть растрёпанных и раскрасневшихся. По ним уже можно угадать, какими они будут, когда расцветут.
Цветок.
«…И вот цветок цветёт! Мы находим его после прохладной ночи напившимся росы и погружённым в мечты. С чистосердечием младенца смотрит на нас он, совсем открытый и всё же – весь в себе, такой щедрый и непосредственный, прелестнейшее и чистейшее создание в мире. Ничего от тщеславия, ничего от пышности. Он лишь то, чем является; а то, чем он является, это действительно и целиком он».
«Одни писали редкие и нежные цветы, другие предпочитали изображать их в изобилии и пышными, или старыми и миловидными, или молодыми и крепкими. Можно ли словами исчерпать всё это?..»
Разве возможно изложить всё разнообразие форм и положений?
Только два лепестка Опало – а как изменилась Форма пиона!..
«Важный момент – цветы должны быть необычными, милыми и элегантными до последней детали».
У каждого цветка есть чувство собственного достоинства – необходимо выявить его. Первые рассветные купальщицы. Нежатся под струями-лучами, выгибаясь лепестками. Каждый цветок по-своему хорош, у каждого – своё лицо, и все – миловидные.
«Повороты в сторону, наклон вниз и стремление вверх – каждое положение заключает особую идею и закономерность». Наклон вниз – цветок ещё не набрал силу или уже отбушевал своей красотой. Стремление вверх – значит, где-то солнце, тепло. Повороты – цветок показывает своё самое красивое. Каждому цветку – свою идею и закономерность.
Песнь Цветам
Многое видели на свете мои глаза: -снежные горы и зелёные долины; - ласкающие землю волны морей и океанов; - тайгу в самом ярком своём наряде – увядания; - бушующую красками полупустыню-невесту…
Наверное, никем не виданные от сотворения своего крошечные полянки, что уютно расположились среди столетних стволов, запутавшихся в сетке лишайников… Ключевые ручьи – ясли юрких мальков форели; пенные реки со сверкающей чешуёй хариуса…
Многое видели на свете мои глаза, но вернулись к Вам.
Цветы! «Вы на свете всех милее…» Всего прелестней. Что есть краше вас?.. Брусничные болота тундры, заселённые причудливыми берёзовыми карликами; отягощённые колосьями поля, крепкие дубравы, тёмные ельники, поднебесный бор, цепляющий кронами облака в озере…
Многое рисовали мои руки, но вернулись к Вам.
Цветы! Всё хорошо на свете! Но вершина творения – Вы!
«Если мир для тебя стал слишком пустым и слишком суровым, вспомни о цветке, как он рождается и как он живёт, и тогда тебе не надо будет искать более благородного утешения. Как одиноко в себе несёт он, растение, свою хрупкую тайну и медленно зреет для своей самоотверженной доли, беспомощно подверженный непостоянной и даже суровой погоде, доверяясь тайком лишь самому себе и Богу. Он спокоен и молчалив; покорившись судьбе и всё же одолевая её изнутри; подготавливая драгоценный дар и сам заранее готовый к неблагодарности мира».
«Художник должен иметь в душе образ всего цветка – только тогда он сможет передать в живописи его дух. В общем, в каждой веточке, в каждом цветке, бутоне сокрыта его сущность».
Раскрой её! И тогда в душе родится настойчивое желание восхититься ими – вашими творениями.
Сердце моё Порой беззаботно алеет, Словно маковый цвет…
К цветам – с трепетом и поклоном, как в древности. К живым цветам. Только с ними можно беседовать.
Я рисую: такие нарядные головки, трогательные шейки-стебельки,- и беседую с ними и с древними поэтами, которые тоже их любили, любили так же сильно, как и своих женщин.
- Учитель, я хочу нарисовать маки, чтобы люди поразились на маков цвет.
«Чтобы нарисовать сосну, нужно стать сосной»- ответил мне Учитель.
- Я постараюсь стать маком – нежным и ярким; утренним, мокрым от любовной росы; полуденным, пурпурным от солнца и земной благодати; томным вечерним под закатным небом… Учитель, как сделать так, чтобы люди любовались моими маками, почти как живой красотой?..
-«Следовать красоте значит следовать природе… Всё, что ни видишь – цветок, всё, о чём ни думаешь – луна. Для кого вещь не цветок, тот варвар. У кого в сердце нет цветка, тот зверь».
Много лет я постигаю маков цвет. И только недавно, во сне, Учитель сказал мне: «Истинный цвет».
Вершина добра, Красоты чистейшей вершина – Маковый цвет!..
Значит, и я смогу сказать, подобно Рё Канну перед тем, как предстану На Суд:
Что останется После меня? Цветы весной, Кукушки в горах, Осенью – листья клёна…
P.S. Листья клёна я тоже люблю рисовать!
P.P.S. Благодарю за эту беседу моих Учителей: создателей бессмертного трактата «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно», философа Ивана Ильина, японских поэтов Мацуо Басё, Иссё, Такахамо Кёси, Масаока Сики.
|