На основе многовекового опыта сотен лучших художников, исследователей-поэтов был создан аналитический трактат – дивная песня «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно». Из космоса можно увидеть только одно деяние рук человеческих – Великую Китайскую Стену, ибо она грандиозна по своей величине и протяжённости. «Слово о живописи…» превосходит её по времени создания. А главное – это плод труда не рабочих и рабов, а свободных и творческих, талантливых людей. Одним из первых этот трактат высоко оценил Леонардо да Винчи А впоследствии им руководствовались большинство европейских художников. Далее – лишь несколько цитат из великой Книги…
В наши дни люди наслаждаются созерцанием пейзажных свитков так же, как самой природой.
Прелесть чужих картин исходит от других, прелесть же наших картин – в глубинах нашей души. Поэтому и глубина постижения пейзажа будет не одной и той же.
В писании о живописи одни превозносят сложность, другие предпочитают простоту. Нет (в ней) только сложности или только простоты.
Некоторые называют живопись лёгкой, другие говорят о трудностях. Нет только трудностей, но и лёгкости тоже нет.
Одни ценят законы живописи, другие ценят свободу от них. Свободы от законов не может быть, но тем более нельзя ограничиваться лишь соблюдением законов. Постижение сути законов ведёт к свободе от них.
Остерегайся вредных влияний! Все они* осуждены и названы «зловредными демонами». Нельзя позволять этим злым духам управлять кончиком кисти. * Художники, имена и работы которых были несомненно хорошо известны в 17 веке, но совсем забыты теперь.
Беги вульгарности! Лучше в живописи быть неискушённым, чем вялым, холодным и косным. Лучше быть замкнутым и гордым, чем вульгарным, продажным и рыночным. В холодном нет жизни, в продажном много вульгарного.
|