Творческая мастерская – территория свободы
Сказал мудрый Аристотель: «Человек свободен – если он имеет свои мысли, а не перенимает чужие».
Эта свобода – первое необходимое условие для творчества. Лишь тогда человек «может излить пережитое им созерцание в форме стиха, романа, сонаты, статуи, картины…Тогда он – поистине цевница своего предмета, а может быть, и арфа Божия» (Иван Ильин).
Возможность созерцания даёт нам весь мир вокруг нас – если души наши обладают тем внутренним зрением, что способно воспринять его Красоту.
Если же Вы почувствовали, что наилучшей формой выражения Ваших переживаний и впечатлений является Керамика… Тогда Вам непременно понадобится мастерская – Ваша «территория свободы».
Лишь тогда на Вашем жизненном Пути распустятся цветы Творчества, посеянные и взращённые Вами.
Мастерская – это и Ваш маленький Храм, где художник, взаимодействуя с глиной и красками, прислушивается к Вечности.
Это и Лаборатория, где происходят удивительные, порой волшебные превращения – и при создании образа, и при обжиге керамики…
Первый вопрос, который обычно задают нам будущие ученики – «А у меня получится?..» Очень скоро ответ приходит – в виде поначалу небольших горшочков, кофейных турочек, вазочек и других изделий, сделанных руками ученика.
Потом работы становятся выше и сложнее, появляется разного рода роспись и скульптура… И тогда возникает другой важный вопрос: «А смогу ли я делать подобные вещи самостоятельно, оборудовать собственную мастерскую?»
Ответ и на этот вопрос – всегда перед глазами ученика. Это наша собственная мастерская. В сопровождении изречения великого Леонардо да Винчи: «Только в маленьких пространствах рождаются большие мысли».
Добавим ещё, пожалуй, что рождение интересных идей и плодотворная работа у нас происходят только в условиях чистоты и порядка. Наверняка это не аксиома для многих художников, и уж тем более – керамистов. Для многих из них «творческая свобода» и «окружающий хаос» неразделимы… Образ мастерской, созданный в сознании человека книгами, фильмами и личным опытом, настолько, как правило, отличается от того, что он видит у нас, что при первом знакомстве почти все спрашивают: «А где же ваша мастерская?..», не понимая, что именно сейчас они в ней и находятся…
Итак. Если придерживаться принципов любимого нами Леонардо, для мастерской понадобится… три квадратных метра. Посчитаем?..
1. Профессиональный гончарный круг занимает 0,8 кв. м. «Любительский», вполне достойный, не требующий дополнительных крепёжных элементов – и того меньше, примерно 0,5 кв.м. Над кругом по периметру располагаются небольшие полочки с инструментами, необходимыми для гончарных работ.
2. Печь для обжига керамики – занимает 0,25 кв.м. Высота печи – 70 см., ширина и глубина – 50 см.
Печь с такими параметрами позволяет обжигать керамические вещи диаметром до 23 см. и высотой до 40 см. Или – 4 изделия высотой до 18 см. при диаметре 8-10 см. Вариантов загрузки – несколько.
Такая печь потребляет всего 13 ампер тока (это меньше, чем многие стиральные машины) и вполне может быть подключена к обычной квартирной электросети. Тем более, что на полной мощности печь работает только последние полтора-два часа, остальной же режим обжига требует гораздо меньшей нагрузки.
Несмотря на то, что конечная температура обжига – около 1000 градусов, внутренняя камера сложена из такого теплоизоляционного материала, что наружные стенки нагреваются при этом всего до 100 градусов. В печи нет открытого огня, и её пожароопасность практически нулевая (следить нужно только за исправностью электропроводки, как и в любом бытовом приборе).
Управляет обжигом мини-компьютер, Вам нужно только установить нужную программу и включить его.
3. Оставшееся пространство отводится под небольшой рабочий столик.
Ёмкости для хранения глины можно разместить под печью. Глазури и пигменты займут две-три полочки в небольшом шкафчике. Ещё две - три полки понадобятся для хранения вещей, с которыми Вы в данный момент работаете, а также для их окончательной сушки.
Кстати, заниматься лепкой и росписью можно и за обычным письменным столом. Все краски водорастворимы и легко смываются, подсохшая глина практически не пачкается… так что если Вы – человек аккуратный, Вашей гостиной или спальне ничего не грозит, разве что лишних 5-10 минут уборки после занятия керамикой…
Вот так устроена и наша маленькая мастерская. В ней постоянно работают два художника и учатся ученики.
Какой гончарный круг предпочтительнее?
Эти заметки написаны по нашей просьбе нашим учеником – инженером Сергеем Поповым.
Гончарный круг RK-55 SHIMPO VL-LITE – опыт работы
В целом впечатление от круга удовлетворительное.
Сидеть за ним удобно, есть куда поставить принадлежности - за корытом есть небольшая полукруглая полка. Две половин-ки ограждения в виде корыта легко снимаются одним движением и легко моются, их зам-ки четко и просто фиксируется. Выключатель с правой стороны корпуса нащупывается вслепую без проблем. Высота корыта удобная - при центровке кома размером с два кулака все брызги остаются внутри корыта, и в то же время во время работы край корыта не ме-шает движению рук.
Диск алюминиевый, 300 мм, хорошо отцентрован. Ни радиальных биений, ни биений по высоте не замечено. Диск нетяжелый, в сечении П- образный с радиальными ребрами жесткости. Толщина стенок примерно 5 мм.
Вращение диска - равномерное, в том числе и на низких скоростях. Привод диска осуществлен от коллекторного двигателя мощностью 100 Вт китайского производства с помощью шкива и ременной передачи. Натяжение ремня регулируется в начале эксплуатации и может быть скорректировано впоследствии (например при растяжении ремня, но пока, за 4 месяца работы, этого не происходило) Самопроизвольных изменений скорости вращения не отмечено. Работа с план-шайбами, их крепление и наличие в комплекте по-ставки производителем не предусмотрены. Диапазон скоростей вполне достаточный - от ползучей до высокой с запасом.
Шум при работе относительно слабый,- например ночью этот шум практически полностью отсекается закрытой дверью кухни.
Предусмотрена возможность переключения направления вращения. Никаких дополнительных особенностей при обратном вращении круга не отмечается Круг допускает проворот вручную, но именно проворот, а не раскрутку. Причем в ра-бочую сторону проворот относительно легкий, а в противоположную сторону – с большим трудом. Это обусловлено наличием схемы переключения направления вращения. Отсутствие полностью свободного хода вызывает небольшое неудобство при центровке изделия перед проточкой.
Педаль довольно тугая, четко фиксируется трением в той позиции, в которую установил ее ногой. Если ногу снять, педаль остается в неизменном положении неограниченное время. Регулировка скорости плавная настолько, насколько плавно удается изменить по-ложение педали. В зоне ползучих скоростей регулировка несколько затруднена. Для установки ползучей скорости сначала нужно установить скорость выше ползучей, а потом, стараясь очень плавно работать педалью, снизить скорость до ползучей. Эта особенность обусловлена наличием ощутимого момента (усилия) трогания диска.
Неожиданной и неприятной особенностью круга является его мягкая механическая характеристика, особенно в зоне малых скоростей вращения. То есть при прикладывании к диску усилия его скорость ощутимо падает (двигатель «проседает»), что, видимо, обусловлено небольшой мощностью двигателя и отсутствием схемы стабилизации скорости или ее мягкой настройкой. (Система управления двигателем – серийная плата Shimpo Drive Board NS2079-0.)
Иными словами мягкость характеристики выражается в том, что при при одном и том же положении педали скорость довольно сильно зависит от трения между руками и глиной и между руками и самим кругом (если руки касаются круга). Таким образом на практике получается, что при работе с нижней частью изделия скорость ниже, чем при работе с верхней его частью. То есть руки идут вверх, и скорость при этом растет. Это довольно неудобно, так как для работы нужно бы как раз наоборот. Приходится регулировать скорость прямо в процессе контакта с глиной, а поскольку педаль довольно тугая, то иногда это происходит рывками, особенно при относительно низких скоростях.
На ползучих скоростях (например при срезе верха низкого изделия струной) случайное касание круга рукой приводит к его остановке, если не «поддать» тут же скорости педалью. Причем здесь можно легко «перестараться», так как педаль довольно тугая.
Таким образом, можно отметить удовлетворительное качество гончарного круга SHIMPO RK-55 VL-LITE и две его особенности:
- увеличение скорости при переходе от нижней части изделия к верхней;
- отсутствие свободного хода (ручной раскрутки)
Гончарные круги описанной серии и подобные им имеют много достоинств. Одно из главных – компактность, возможность сравнительно лёгкого передвижения. К тому же, не потребуется специальной установки круга, оборудования постоянного рабочего места.
Однако, давайте проанализируем те их особенности, о которых пишет Сергей Попов.
1.Увеличение скорости при переходе от нижней части изделия к верхней.
Для начинающих гончаров это может стать существенным препятствием. При кручении нижней части изделия и усилия гончара, и скорость вращения диска должны быть бОльшими. Далее руки тянут глину вверх, устойчивость глиняного столбика становится всё меньше, его стенки – тоньше; соответственно, возрастает вероятность «срыва» глины при малейшем неверном движении. Значит, скорость вращения круга тоже должна понижаться, причём плавно.
Лучше, если скорость снижается естественным образом и не требует дополнительного манипулирования педалью в процессе подъёма глины. А это может обеспечить лишь тяжёлый нижний диск (маховик).
2. Отсутствие свободного хода.
Гончарный круг – станок во многом универсальный. На нём удобно выполнять и другие, вспомогательные операции, которых великое множество. Медленное, точно контролируемое вращение диска на свободном ходу очень помогает при обтачивании изделия, покрытии его ангобами, нанесении равномерных линий и мазков, при работе аэрографом, и так далее. В отличие от турнетки, при использовании гончарного круга на этих операциях свободны руки, что немаловажно.
Профессиональные гончарные круги с большим нижним маховиком, безусловно, поначалу потребуют большего внимания и дополнительных усилий. Кроме того, что они изготавливаются только на заказ, круг нужно установить, прочно закрепить в определённом месте, дооборудовать дополнительными рабочими поверхностями (сиденье, полки) и электромотором. Но каждый, кто поработал на таком круге (а именно на нём занимаются наши ученики) оценивают его как несомненно лучший для последующей работы.
Нижний маховик – конструкция, выверенная тысячелетиями, потому такие круги до сих пор высоко ценятся профессионалами. Можно раскручивать круг как с помощью мотора, так и толканием ноги. Благодаря наличию маховика скорость оборотов плавно снижается, а значит, распределяется удобно: высокая скорость на центровке глины и при работе с дном изделия, пониженная – на подъёме стенок. И конечно, абсолютный свободный ход при раскрутке ногой даёт максимальные возможности при выполнении дополнительных операций.
Позвольте мне сделать здесь небольшое лирическое отступление…
Мне приходилось наблюдать, как обучают гончарному искусству японских мальчиков. Вначале я был потрясён тем, что увидел: детей обучали, казалось бы, вопреки всем законам физики – изначально не полностью отцентрованная глина, «биение» круга, высокая скорость подъёма и без того уже искривлённого изделия… И далеко не сразу я понял, что юных японцев обучали таким образом в первую очередь терпению и усердию. Ведь добиться результата в намеренно усложнённых условиях несравнимо труднее. И хотя японский курс обучения следовал принципу «тяжело в учении, легко в бою», он был рассчитан не на считанные месяцы, а на несколько лет и воспитывал, похоже, не только будущих гончаров, сколько будущих самураев…
У нас же обычно стоит иная задача: возможно быстрее и безошибочнее научить уже взрослого человека основам работы на гончарном круге, чтобы далее он мог совершенствоваться самостоятельно. Поэтому обучение идёт только на профессиональном круге, а впоследствии каждый ученик делает свой выбор сам.
Мы предоставляем своим ученикам все необходимые чертежи для из-готовления профессионального гончарного круга, обсуждаем и анализируем с ними достоинства и недостатки доступных моделей других кругов.
У них всегда есть выбор – какой круг приобрести, исходя из своих желаний и воз-можностей, опираясь на многовековую практику человечества в конструировании гончарных кругов, а главное – на собственный реальный опыт, полученный во время занятий.
Электрическая печь для обжига керамики «Студия – 1200»
«Студия – 1200» - компактная, универсальная студийная электропечь.
Она подходит для выполнения широкого круга задач: создания финифти, эмалей, стекла, керамики, а также иных процессов, требующих регулируемого нагревания или обжига в диапазоне до 1200 градусов.
Конструктивные особенности
Отличительной особенностью данной печи является то, что её составные части не связаны между собой кладочным раствором «намертво». Поэтому в процессе длительной эксплуатации, при регулярном нагревании-остывании, маловероятно образование трещин в теплоизоляционном корпусе, характерное для печей с предельно жёсткой конструкцией (теплопотери по «вине» подобных трещин могут достигать 30%, к тому же, становится невозможным равномерный нагрев, что крайне важно, в особенности при обжиге керамики).
Такая «живая», «дышащая» кладка значительно увеличивает срок службы печи. Печь быстро разбирается (за 30-40 минут) и может быть упакована для транспортировки в удобные по весу и объёму ёмкости. Сборка готовой печи занимает 1-2 часа.
Вы можете также при необходимости увеличивать или уменьшать объём внутренней (обжиговой) камеры и соответственно изменять мощность электропечи. Кроме того, возможна замена любых отдельных компонентов печи, вышедших из строя (вместо полного ремонта всей печи).
Другие преимущества:
1. Фронтальная загрузка – неоспоримое достоинство по сравнению с верхней загрузкой. Наш многолетний опыт работы с различными печами убеждает: если есть возможность выбора, фронтальная загрузка предпочтительнее. Даже в аннотации к германским колпаковым печам написано: «Эти печи разработаны для того, чтобы устранить определённые трудности, которые возникают при загрузке шахтных печей».
2. Отсутствие футеровки (теплоизолирующей облицовки) на дверце печи.
Обычно первой выходит из строя именно футеровка дверцы, а ремонт её довольно сложен. В печи «Студия 1200» ходок (отверстие для постановки изделий) закладывается специальным кирпичом, и только затем закрывается дверца внешнего корпуса. Заменить такой кирпич при необходимости не представляет никакого труда.
3. Алюминиевый корпус печи не подвержен коррозии и безопасен в эксплуатации.
Корпуса печей, сделанные из чёрного металла, довольно быстро разрушаются. Высохшая глина содержит в своём составе очень большое количество воды, выпаривание которой продолжается до 500 градусов. Влага осаждается на стенках печи в виде конденсата, а коррозия при высоких температурах протекает несравнимо быстрее. Кроме того, алюминиевый (или алюминиево-магниевый) корпус делает печь сравнительно лёгкой (её вес – около 50 кг.)
4. Эффект термоса.
Между внешними стенками обжиговой камеры и наружным корпусом оставлено воздушное пространство, которое само по себе является прекрасным изолятором и также облегчает вес печи в целом.
5. Сравнительно меньшая мощность печи – благодаря лёгкости и лучшей термоизоляции. Печь расходует меньше электроэнергии для достижения аналогичных результатов по сравнению с тяжеловесными печами.
6. Наличие двух независимых нагревательных элементов позволяет вести обжиг как в автоматическом, так и в ручном режиме (последний принципиально удешевляет стоимость печи).
7. Обжиг в автоматическом режиме позволяет вам полностью устраниться от контроля за обжигом после нажатия кнопки. Прибор-терморегулятор очень точно проведёт обжиг по заданному вами графику и остановит процесс в нужной точке. Вы можете вести ночной обжиг и оплачивать энергопотребление печи по ночному тарифу. Терморегулятор, выбранный нами после длительного анализа и оценки, надёжен (имеет 5-летнюю гарантию производителя), сравнительно недорог и очень прост в эксплуатации.
8. Стоимость «Студии-1200» при условии самостоятельной сборки примерно на 100 тысяч рублей (!) ниже имеющихся в продаже аналогов! Себестоимость нашей печи зависит от цен на материалы для неё, существующих в регионах. Но практически везде эти материалы доступны, что даёт возможность и последующего недорогого ремонта.
9. Простота изготовления. Сделать такую печь вы сможете без труда, если обладаете хотя бы элементарными навыками работы с электродрелью, пилой-ножовкой и отвёрткой, и сможете собрать несложную электросхему. Скорость изготовления зависит от многих факторов, но вполне реальный срок – два-три дня. Вы получите безупречно работающую печь, обладающую к тому же вполне привлекательным внешним видом.
Общие параметры печи «Студия-1200»
Максимальная температура обжига – 1200 градусов.
Внешние габариты – высота 740 мм, ширина 540 мм, глубина 540 мм.
Внутренние габариты - высота 400 мм, ширина 230 мм, глубина 230 мм.
Мощность – 3, 3 КВт. (питание от 220 В)
Вес – 50 кг.
По нашему опыту, эти параметры являются оптимальными для работы с керамикой в условиях не только любительской, но и профессиональной мастерской, если предполагается изготовление изделий до 40 см. высотой и до 23 см. в диаметре. Мы сами профессионально работаем с такой печью в течение 15 лет, построили и эксплуатировали и другие печи, поэтому считаем данную модель весьма удачной по многим показателям.
Мы предлагаем нашим ученикам изготовить подобную печь самостоятельно, воспользовавшись нашими расчётами, чертежами и подробными инструкциями по изготовлению и сборке. Они могут получить все материалы и консультацию мастера в процессе обучения.
... И другое оборудование...
Мастерская гончара и художника - керамиста предполагает и другое оборудование.
Часть его можно приобрести; но, поскольку на рынке обычно предлагается достаточно большая линейка моделей и типов, в этом случае мы обязательно даём рекомендации по выбору (к примеру, подходящей модели аэрографа и компрессора).
Многое керамисту приходится изготавливать самостоятельно - различные гипсовые формы и подставки, быстро изнашивающийся инструмент для протачивания, резьбы и гравирования изделий; резцы и лекала для придания формы изделию на круге... Мы также обучаем этому наших учеников. В конце курса ученики получают и полную информацию о тех расходных материалах - глазурях и пигментах, - которые были многократно опробованы нами в процесе работы.
И конечно, любой ученик может обратиться к нам за консультацией и советом по оборудованию своей мастерской, уже закончив обучение, спустя любое время...
|